![]() |
||||||||||||||||||||||||||
Тенденции российского рынка наружной рекламы![]() Российская наружная реклама — явное дитя акселерации. Родившись в 1991 году, сегодня по объемам осваиваемых денег этот сегмент национального рекламного рынка уже выходит на шестое место в мире. Впрочем, дело не только в объемах, но и в наборе доступных инструментов. Все меняется так быстро, что рекламодатели порой просто не успевают следить за новациями и законодательными ограничениями. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем российского рынка outdoor-рекламы в 2006 году составил 1,18 млрд долларов, что на 30% больше, чем в 2005-м (совокупные объемы национального рекламного рынка оцениваются в 6,49 млрд долларов). В прошлом году «наружка» заняла третье место по доле влияния на российском рекламном рынке — после телевидения и Интернета. Впрочем, генеральный директор рекламного агентства «Максима» Оксана Ребрик уверена: поскольку большая часть 30-процентного прироста была связана с так называемой медиаинфляцией, фактически выделяемые рекламодателями бюджеты на ООН1 за прошлый год увеличились лишь на 10–15%. Медиадиректор коммуникационного агентства GN Interpartners Лариса Нетесова утверждает, что реальный рост цен оказался выше прогнозируемого приблизительно на 10%. Так или иначе, спрос на такого рода медианосители растет: совокупные бюджеты 150 крупнейших заказчиков «наружки» преодолели отметку в миллион долларов. Борьба с монополистами Ситиборд: за и против Преимущества. Ситиборд совмещает в себе достоинства как сити-формата, так и формата 6х3 м и его более крупных сородичей. В отличие от дисплеев сити-формата, ситиборд ориентирован не только на пешеходов, но и на автомобилистов, что многократно повышает его медиаметрические характеристики. При этом он намного дешевле электронных дисплеев и компактнее по габаритам. Кроме того, носитель потребляет существенно меньше электроэнергии и лишен известного дефекта, присущего «разрывающим» изображение призматическим конструкциям. Недостатки. Главный минус — дороговизна, ведь стоимость ситибордов существенно выше, чем призмодинамических конструкций. Кроме того, расходы на их внедрение (около $30 000 за импортные устройства и $15 000 — за российские аналоги) требуют стабильной обстановки на рынке, внятных правил, долгосрочных договоров и постоянной арендной ставки. Наконец, до сих пор такие носители трудно внедрять в регионах, где расценки на размещение рекламы существенно ниже, чем в столице. Источник: «Реклама Outdoormedia» — Если подводить итоги прошлого года, то на первом месте по присутствию в наружной рекламе операторы сотовой связи — около 14%. Следом идут торговые сети и супермаркеты (около 10%), а «бронзу» получили организации, рекламирующие автомобили (7,5%), туризм, развлечения, кино- и телефильмы (около 7%), а также недвижимость (6%), — констатирует Сергей Шумовский, ведущий специалист исследовательской компании ««ЭСПАР-Аналитик». — Нужно заметить, что три-четыре года назад лидерами по использованию таких носителей были табачные компании, в прошлом же году они откатились на седьмое место среди крупнейших групп рекламодателей. Причины ясны. Табачные брэнды заранее начали осваивать новые медиа, поскольку с 1 января 2007 года согласно обновленному закону «О рекламе» использовать «наружку» в качестве средства рекламы им запретили. С социальной и гуманистической точки зрения эта поправка воспринимается исключительно позитивно. Действительно, по статистике, в России курит 75% мужчин и 21% женщин. Со всеми вытекающими последствиями. К тому же большинство курильщиков приобщается к этой пагубной привычке еще в подростковом возрасте. Однако представители рекламного бизнеса должны сказать «табачникам» спасибо. Именно реклама сигарет позволила рекламному рынку выжить после кризиса 1998 года и во многом обеспечила нынешнее процветание. Теперь же, по оценкам Сергея Шумовского, удаление табачных компаний с наружных носителей уже не так сильно отражается на показателях столичного рынка наружной рекламы. Чего не скажешь о регионах. Так, в Санкт-Петербурге «большая пятерка» (Philip Morris, JT, BAT, Reemtsma и Gallaher) обеспечивала 30% ежегодного дохода outdoor-индустрии. А значит, если ниша не будет оперативно закрыта другими рекламодателями, доходы владельцев рекламных площадей Северной столицы снизятся. Кто способен занять вакантное место? В числе претендентов участники рынка все чаще называют поставщиков мобильного контента и крупные интернет-проекты. — Особенно чувствительным запрет на рекламу табака средствами наружной рекламы станет в небольших городах, где доля рекламодателей этого сегмента была выше. Да и заменить их будет сложнее, — полагает Сергей Шумовский. — В итоге в первой половине этого года мы прогнозируем некоторое замедление темпов роста «наружки», а также роста цен на поверхности в региональных центрах. Впрочем, это далеко не главная проблема, вызванная законодательным регулированием. В гораздо большей степени операторов рынка волнует прошедший в конце марта второе думское чтение законопроект, вводящий 35-процентное ограничение «общей площади информационных полей рекламных конструкций» на территории муниципального района или городского округа для одного оператора. Кроме того, предусматривается конкурсное распределение земельных участков и объектов недвижимости под рекламу. При этом в конкурсе смогут участвовать компании, имеющие менее 35% разрешений на установку рекламных конструкций в границах муниципального образования.
Что это значит для рынка? Определенного ответа эксперты пока не дают. С одной стороны, очевидно: вводя конкурсно-аукционную систему распределения мест, разработчики законопроекта стремятся ограничить доминирование в наружной рекламе крупных игроков и исключить коррупцию. С другой (и эту точку зрения разделяют многие специалисты) — закон не учитывает ряд существенных нюансов. Суммарное количество площадей (не более 35%) предлагается высчитывать на основании справок, поступающих от налоговых органов. Для «наружки» введен особый режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (расчет производится исходя из количества площадей). Но есть регионы, в которых этот налог в действие не введен, а значит, налоговые инспекции не смогут представить нужные справки. Кроме того, участники рынка интересуются судьбой долгосрочных договоров. Ведь, например, в Москве и Санкт-Петербурге договоры на размещение наружной рекламы уже заключаются сроком на 5, а то и 10 лет. Между тем, если законопроект в своем нынешнем виде вступит в силу2, судьба заключенных ранее договоров окажется под вопросом. Но главное, текущие формулировки этого пункта законопроекта позволяют местным властям сохранить прежние договоры, а значит, у чиновников появится возможность решать дело в каждом конкретном случае на свое усмотрение. Вот почему законопроект уже воспринимается на рынке как очередная попытка административного передела отрасли. Креативный формат Количество рекламных поверхностей (сити-формат и более крупные) в России на конец 2006 года превышало 200 тысяч, из них в 50 крупнейших городах — около 180 тысяч (в конце 2005 года — около 160 тысяч). 80% всего объема сконцентрировано в 50 крупных городах России. Ведущими национальными операторами рынка наружной рекламы являются News Outdoor Russia (18% рынка), Gallery (8%, без учета последних покупок) и Poster (2,3%). Операторов, которые контролируют более 1% рынка, около десяти, а их суммарная доля составляет примерно 40%. Все остальное — малые и мелкие операторы. Стоимость месячной аренды самого распространенного рекламного носителя, щита 3 х 6 м, составляет 1–3 тысячи долларов в Москве и от четырехсот до тысячи — в регионах. Другая очевидная тенденция российского рынка наружной рекламы — стремительное появление новых форматов. На смену «фанере» (рекламные щиты 3 х 6 м) — все еще широко распространенной, но решительно теряющей популярность outdoor-конструкции (между прочим, в Москве власти взялись за полное удаление таких сооружений из центра города) — пришли новые носители. Прежде всего — пиллары (тумбы и колонны) размером 1,4 х З м, которые органично размещаются на компактных площадях в центре, сити-форматы размерами 1,2 x 1,8 м, оптимальные для узких центральных улочек, и ситиборды — кинетические конструкции со сменяющимися поверхностями, способные демонстрировать до пяти изображений размером 2,7 х 3,7 м (сегодня это самый быстро растущий сегмент столичной «наружки»). Кроме того, Оксана Ребрик обращает внимание на растущую популярность крупных форматов — суперсайтов, супербордов, арок, брандмауэров, а также дорогих спецпроектов, работающих на престиж и имидж рекламируемых брэндов. Характерные примеры таких конструкций в центре столицы — ограждения участков строительства на месте бывших гостиниц «Москва», «Интурист» и «Россия». Хотя Лариса Нетесова обращает внимание на то, что это скорее не новые форматы, а применение новых материалов (в частности, люминесцентных покрытий) и нестандартных конструктивных элементов, таких, как неоновые и светодиодные вставки, эффектно выделяющие отдельные элементы рекламного постера. «Другое новое направление — проецирование лазерных изображений, например, на стену здания, — продолжает Лариса Нетесова. — В Москве есть компании, которые уже могут обеспечить техническую часть, но пока этот вид наружной рекламы не пользуется большим спросом среди рекламодателей. Вероятно, это вопрос будущего». В моде и экстендеры3. Так, в конце прошлого года компания Joint Media Group поместила автомобиль Mercedes Benz прямо на стене жилого дома на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге: баннерное панно было выполнено в виде парковки для автомобилей Mercedes М-класса. Тем временем на улицах Москвы все чаще встречаются билборды с манекенами: издалека кажется, что это живые люди. Впрочем, все это разнообразие рекламных конструкций — пока удел Первопрестольной и Северной столицы. «В регионах большой формат — брандмауэры, строительные сетки на зданиях и установки на крышах зданий — пока представлен плохо. Кроме того, за пределами столиц не так развит сегмент малых рекламных конструкций (на остановках, сити-форматы и т. п.)», — отмечает Лариса Нетесова. Креативный директор брэндингово-коммуникационного агентства Soldis Юрий Миронов напоминает, что при всей важности технической реализации идея рекламного сообщения все равно важнее: «Хорошая задумка сделает рекламу эффективной. Даже если она нарисована мелом на заборе». И, напротив, при условии использования самых современных материалов и конструкций неоригинальная реклама не сможет гарантировать ожидаемого эффекта. При этом не следует забывать, что креатив в «наружке» должен быть особенным: следует учитывать все детали и факторы воздействия на потребителей. Так считает и Юрий Миронов: «Главная и довольно часто встречающаяся ошибка оutdoor-кампаний состоит в том, что на щит или брандмауэр пытаются перенести макет из прессы или тему из ТВ-ролика». Иными словами, креаторам (да и самим рекламодателям) полезно понимать разницу между временной коммуникацией потребителя с наружной рекламой — и с другими медианосителями. — Человек, который едет в машине по своим неотложным делам, никогда не будет изучать копирайтерские изыски в объеме большем, чем слоган. Незамеченными останутся и художественные экзерсисы дизайнера, требующие глубокого погружения в «полотно», — подтверждает Юрий Миронов. — Должно быть — кратко, читабельно, понятно! Иначе не сработает! Синергия рекламной идеи и способов ее воплощения — неотъемлемая составляющая эффективности оutdoor, особенно в русле единой рекламной кампании в нескольких медиа. В этом случае наружная реклама — либо «напоминалка», освежающая рекламу на ТВ или радио, либо тизер — то, о чем нужно захотеть узнать подробнее в СМИ. Однако ошибок в российской «наружке» достаточно. Избыток текста или изображений, мешающие визуальному восприятию неверные цветовые решения, безыдейность и безвкусица… С последним — особая проблема. Все чаще авторы креатива перегибают палку. Вот, скажем, свежий пример. «Если ты не п…с, покупай себе «Треспасс» — реклама спортивного магазина Trespass. Сильно? Не то слово… Впрочем, слоганом фантазия авторов рекламы не ограничилась: рядом появились еще и человеческие фигурки в неоднозначных (хотя, скорее, как раз однозначных) позах. Памятные призывы «жить регулярно» и обнаженная женская грудь («Дышите глубже!») — «шедевры» из той же серии. Снаружи — внутрь Эксперты outdoor-рынка прогнозируют: скорее всего, в 2007 году рост рынка outdoor-рекламы сохранится на прежнем уровне. Более того, в ближайшие годы «наружка» составит еще более серьезную конкуренцию другим рекламным носителям. Этому будут способствовать возрастающая мобильность населения, внедрение новых технологий и усиливающаяся сегментация аудитории традиционных медиа. Наращивание бюджетов в ООН будет связано и с ростом количества каналов коммуникации. Ведь постоянно появляются новые телеканалы, печатные издания, радиостанции, интернет-сайты. Соответственно, уменьшается аудитория каждого из них, а охватить большую аудиторию становится все труднее и дороже. Точно так же, как и обратить на себя внимание в потоке рекламного и информационного шума. На этом фоне наружная реклама, размещаемая на перекрестках массовых людских потоков, становится относительно недорогим каналом. Впрочем, в ближайшем будущем ожидается активное развитие и рынка так называемой indoor-рекламы. Размещение рекламных конструкций внутри крупных шопинг- и бизнес-центров, аэропортов, кинотеатров, супермаркетов — все более активный сегмент. «Indoor-реклама предоставляет большие возможности для нестандартных креативных решений, интеграции рекламного сообщения в интерьер здания за счет обыгрывания различных архитектурных элементов — колонн, лестниц, эскалаторов, часов и т. д.», — поясняет Лариса Нетесова. Кроме того, у indoor есть еще одно преимущество. Здесь возможна запрещенная для размещения на улице реклама некоторых товарных категорий, в частности, алкоголя. 1 Распространенное в международном рекламном бизнесе сокращение. OOH (Out Of Home) — «наружная реклама». 2 Закон вступит в силу в день официального опубликования, а в части ограничений на выдачу разрешений — с 1 июля 2007 года. 3 Экстендер — дополнительная часть рекламного поля, выступающая за пределы основной поверхности. www.business-magazine.ru
|