Екатеринбург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

Каким будет туристический рынок после "зачистки"


10.07.2007

Каким будет туристический рынок после "зачистки"Российский рынок туристических услуг – на пороге передела. Причиной перетряски станет новый закон «Об основах туристической деятельности», кардинально меняющий правила игры. Количество игроков рынка уже сократилось в пять раз. В ближайшее время эксперты прогнозируют дальнейшее укрупнение отрасли и, как следствие, повышение цен на туристические путевки.

С 1 июня этого года осуществлять туроператорскую деятельность могут только компании, получившие финансовые гарантии от банков или страховых компаний. Для операторов внутреннего туризма размер гарантий определен в 500 000 руб., для операторов международного – в 5 млн руб. (со следующего года эта цифра должна возрасти до 10 млн руб.). Также все работающие на рынке фирмы обязаны войти в единый государственный реестр туроператоров. Сделать это могут только те, кто получил фингарантии. Таковы требования закона «Об основах туристической деятельности».

Главным идеологом нововведений выступило руководство Федерального агентства по туризму (Ростуризм), которое активно поддерживали наиболее крупные игроки. Авторы закона не скрывали, что одна из ключевых задач регулирования турбизнеса – выдавливание с рынка мелких и средних компаний. 

Сквозь гребенку

Отечественная туристическая индустрия представляет собой динамично развивающуюся отрасль. По оценкам Ростуризма, в 2006 году ее оборот, включая въездной, выездной и внутренний туризм, вырос почти на 30% и составил $29,5 млрд. Примерно половина приходится на долю внутреннего туризма. Правда, точно подсчитать оборот этого сегмента достаточно сложно, поскольку лишь 20% людей, путешествующих по стране, обращаются в турфирмы. Оборот выездного туризма оценивается в $8,75 млрд. Соответственно, на въездной приходится $6 млрд. По информации Российского союза туриндустрии (РСТ), более 70% рынка контролируют примерно 50 туроператоров. В первую пятерку входят группы компаний «Интурист», Tez tour, «Натали Турс», Neva International Holding, а также «Инна тур». Суммарная выручка лидеров, по данным РСТ, в прошлом году составила $1,5 млрд.

После введения системы финансовых гарантий общее число игроков на рынке, скорее всего, заметно сократится. В прошлом году лицензии на туроператорскую деятельность имели более 10 000 фирм. На начало июля этого года в федеральном реестре было зарегистрировано 2275 компаний (1851 – операторы международного, 424 – внутреннего туризма), еще 138 операторам было отказано во внесении в реестр из-за неправильно оформленных документов. Данная статистика отчасти условна. Во-первых, далеко не все компании успели до первого июня подать заявку на регистрацию в реестре. Во-вторых, Ростуризм физически не успевает обрабатывать поступающие документы. Теоретически количество компаний в реестре может увеличиваться с каждым днем. Однако, по признанию главы Ростуризма Владимира Стржалковского, в начале июня, когда закончился срок подачи, в его ведомстве на рассмотрении оставалось всего лишь порядка 600 необработанных заявок.

Некоторые участники рынка считают, что сокращение числа игроков не повлияет на работу отрасли в целом. «Количество реально работающих туроператоров не изменилось. Информация про 10 000 лицензий не вполне объективна. Лицензия стоила копейки. Поэтому многие фирмы получали ее на всякий случай. На самом деле они не вели туроператорской деятельности, а работали как агентства, то есть продавали готовые туры, разработанные другими фирмами», – утверждает гендиректор компании «Академсервис» Леонид Исакович.

Другие эксперты не столь оптимистичны. «Сегодня некоторые регионы остались практически без туроператоров, – парирует Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. – Например, в Туве и Башкирии туроператоров сейчас нет вообще, в других регионах – их единицы. Вообще, с введением фингарантий операторский рынок сократился в пять раз». Получается, что в некоторых городах остались только агенты, которым для оформления каждого туриста придется ездить в соседние области, что практически нереально.

Стоит заметить, что против фингарантий не возражал ни один участник рынка. Просто сумма в 5 – 10 млн руб. оказалась непосильной для большинства представителей малого и среднего бизнеса. «Небольшие туроператоры для получения гарантий были вынуждены серьезно увеличить банковские заимствования, не исключено, что по итогам этого сезона количество игроков сократится еще больше. Далеко не все смогут вернуть кредиты», – считает Владислав Кочетков, аналитик компании «Финам».
 
Способ повышения рейтинга
Согласно законодательству, получить фингарантию туроператор может либо у банка, либо у страховой компании. В среднем банковская гарантия выдается под 5 – 6% годовых, ставка страховщиков ниже, 2 – 3%. «Системы подсчета рисков у страховых компаний и банков разные (страховщики оценивают надежность оператора, а банкиры требуют еще и материального подтверждения в виде векселей или депозитов. – Прим. «Ко»). Кроме того, для нас туристическая отрасль является одним из профильных видов бизнеса, а для банков – это направление новое. Отсюда и разница в процентных ставках», – поясняет Игорь Иванов, заместитель гендиректора страховой компании «Ресо-Гарантия». По словам Иванова, для банков выдача гарантии туроператорам в чем-то схожа с моделью потребительского кредитования – они учитывают процент возможного невозврата – отсюда и повышенные процентные ставки.

«Банковскую гарантию получить сложнее. Страховые компании действуют в условиях жесткой конкуренции, поэтому не очень-то проверяют фирмы, а банк есть банк – страхование для них непрофильный бизнес», – отмечает Леонид Исакович. При этом «проверка» туроператора банком зачастую сводится к требованию купить вексель, депонировать всю сумму гарантии и заложить имущество.

«Банки выставляют кредитные условия, в то время как страховщики, рассчитывая получить через туроператоров дополнительный приток клиентов, относятся более мягко», – поясняет Ирина Тюрина. «Страховщики, безусловно, лучше знают туристический рынок. Но я уверен, что как только эта система заработает, страховые компании пересмотрят свои ставки в сторону увеличения», –  считает Евгений Егоров, заместитель председателя правления Инвестсбербанка.

Между тем системы фингарантий банка и страховой компании принципиально различаются между собой. В случае банковской гарантии средства, которые банк выплачивает туристу при наступлении страхового случая, туроператор обязан вернуть в течение ближайших 30 дней. «Можно сказать, что банки некоторым образом обязуются кредитовать туроператора, чтобы компании не приходилось единовременно изымать деньги из оборота», –  констатирует Владислав Кочетков. Страховая компания полностью берет выплаты на себя, покрывает собственные убытки, исходя из размера страховой премии.

Любопытно, что, по версии Ростуризма, банковская гарантия считается более надежной, о чем прямо заявил на одной из пресс-конференций глава ведомства Владимир Стржалковский. Данное заявление оказалось не пустыми словами: номера в федеральном реестре туроператоров – рейтинговые. Места с 1-го по 100-е отданы компаниям, которые получили банковскую гарантию на 10 млн руб., со 101-го по 500-е – компаниям с банковской гарантией на 5 млн руб. С 501-го по 1500-е – для туроператоров со страховой гарантией на 10 млн руб. Замыкают список фирмы со страховой гарантией на 5 млн руб. Последняя группа оказалась самой многочисленной.

Более того, изначально по законодательству реестр задумывался исключительно как информационный ресурс для потребителей и участников рынка. Однако после первого июня Ростуризм неожиданно объявил, что места в реестре будут рейтинговыми. Аналитики усмотрели в этом попытку ведомства стимулировать туроператоров к получению гарантий на более значительные суммы и лоббирования интересов ряда крупных игроков.

И банки, и страховщики предъявляют наиболее жесткие требования к представителям малого и среднего бизнеса. «Если к нам обратится компания, которую мы не знаем и которая никак себя не зарекомендовала на рынке, я не исключаю того, что мы ей откажем. Бизнес фингарантий нам не очень интересен, поскольку представляет собой узкий сегмент с ограниченным количеством участников», – не скрывает Игорь Иванов.

Крупным игрокам банки демонстрируют повышенную лояльность. «Мы получили гарантию под 1% годовых, что даже дешевле, чем озвучиваемые проценты страховых компаний», – говорит Леонид Исакович. «Для крупных компаний стоимость гарантии составляет порядка 1 – 2% от их годового оборота, а для мелкого и среднего бизнеса – 300%. Фактически получается, что мелкие фирмы обязаны гарантировать риски, которых у них просто нет», – возмущается Ирина Тюрина.

Бизнес и власть неразделимы
Трепетное отношение главы Ростуризма к банковской гарантии неслучайно. В конце прошлого года в РСТ, объединявшем всех сколько-нибудь заметных игроков, произошел раскол. Президент РСТ Сергей Шпилько публично раскритиковал готовившийся закон о введении фингарантии, встав таким образом на сторону количественного большинства Союза. По мнению Шпилько, введение столь дорогостоящих фингарантий уничтожит мелкие и средние фирмы, а оставшихся поставит в заведомо проигрышное положение перед более крупными конкурентами, поскольку для сохранения бизнеса небольшие фирмы будут вынуждены серьезно повысить цены.

Для выработки единой позиции по фингарантиям правление РСТ провело голосование. В результате в меньшинстве оказались 34 крупных туроператора, доля рынка которых при этом составляет не менее 50%. Эти компании в конце прошлого года публично поддержали закон о фингарантиях, а в апреле этого года зарегистрировали собственное объединение – Ассоциацию туроператоров России (АТОР). Наиболее активными лоббистами введения фингарантий, а также фактическими основателями АТОР стали компании «КМП групп», «Академсервис», Neva International Holding и «Пак групп». На первое собрание членов новой ассоциации в качестве гостя был приглашен глава Ростуризма Владимир Стржалковский. А на первом официальном съезде АТОР, проходившем в мае, о некогда кулуарной близости АТОР и Ростуризма было объявлено официально. Президентом Ассоциации на общественных началах стал замглавы Ростуризма Анатолий Ярочкин.

Сегодня в некогда малочисленном объединении состоит уже 51 компания, еще 10 собираются присоединиться в ближайшее время. «Причина вступления в АТОР большинства компаний проста: все хотят быть поближе к Ростуризму и не иметь проблем при внесении компании в реестр», – поделился с «Ко» владелец одной из крупных фирм. Однако не исключено, что уже в следующем году ряды АТОР сильно поредеют.

На съезде было решено ввести два внутренних стандарта для членов организации. По словам Анатолия Ярочкина, со следующего года размер фингарантии для компаний – членов АТОР планируется увеличить до 50 млн руб. В договоре страхования предлагается расширить набор рисков. Например, туристы, покупающие путевки у членов АТОР, при необходимости смогут за границей обратиться к стоматологу. Как заверил гендиректор компании UTS Алексей Крылов, на стоимости путевки подобные новшества практически не скажутся. По его словам, подорожание составит не более чем $0,2 – 0,3 в день. «Полностью поддерживаю решение о введении повышенных фингарантий, потому что фингарантии в 5 млн рублей сегодня не отвечают требованиям рынка», –  говорит Леонид Исакович. При этом Алексей Крылов не исключает, что в будущем внутренние правила для членов АТОР лягут в основу законодательных инициатив. А учитывая близость ассоциации к власти, можно не сомневаться, что по этим правилам обяжут работать и весь турбизнес. 

Равнение на Франкфурт
Новое законодательство, по замыслу его авторов, призвано создать систему, которая могла бы максимально обезопасить потребителя от недобросовестных операторов. Однако полностью защитить туриста от некачественных услуг все равно не удастся. Отныне организовать фирму-однодневку даже проще, чем было до вступления закона в силу. В роли однодневок, как правило, выступают не туроператоры, а агентства. Раньше, чтобы открыть любую туристическую фирму, надо было хотя бы получить лицензию. С первого января лицензирование турагентов отменили. Предполагается, что агентства станут работать по отдельным правилам, которые должно было разработать правительство. Однако документа до сих пор нет. «Ничто не мешает какой-нибудь фирме «Рога и копыта» выйти на рынок с заманчивым предложением, собрать деньги с туристов и исчезнуть», – рассуждает Ирина Тюрина.

Накладка вышла и с функционированием системы фингарантий. В идеале наличие у фирмы гарантии должно означать, что если клиент не получил или получил не в полном объеме какую-либо из обещанных услуг, он вправе обратиться к туроператору за компенсацией. Подобные схемы действуют практически во всех зарубежных странах. Например, в ЕС своеобразным прайс-листом по возмещению убытков туристам стала так называемая Франкфуртская таблица. Изначально она была разработана ассоциациями туроператоров Германии для унификации правил возмещения. Однако со временем стала неписаным кодексом для большинства операторов, работающих в странах ЕС.

В качестве возможных претензий, которые вправе предъявить европейский турист, обозначены: недостаточное количество мебели в номере, некачественное питание, замена транспортного средства, отсутствие вида на море или грязный бассейн. Не говоря уже о таких серьезных «проколах», как задержка рейса, замена отеля на другой, размещение в номере с меньшим количеством комнат. Размер компенсации составляет минимум 5%, максимум – 10% от стоимости самой услуги.

В российских нормативах не прописаны ни проценты или суммы компенсации, ни позиции, за которые клиент вправе требовать возмещение. Стоит заметить, что Франкфуртская таблица не является законодательным актом, следовать ей или нет – дело добровольное. «Законодательно закрепить необходимый процент возмещения при нарушении того или иного условия договора невозможно. За рубежом эта проблема решается через саморегулирующиеся организации (СРО)», – комментирует Антон Лелявский, адвокат бюро «Князев и партнеры». По его мнению, если в нашей стране крупные операторы объединятся и создадут нечто подобное Франкфуртской таблице, это пойдет на пользу и потребителям, и участникам рынка, поскольку будет означать более цивилизованный уровень ведения бизнеса. «Существование подобной таблицы заранее решает множество вопросов. Еще до поездки клиент может ознакомиться с процентом возмещения, что в случае неисполнения договора со стороны туроператора впоследствии сильно сэкономит и время, и деньги», –  резюмирует Антон Лелявский.

Вопрос о СРО уже не один год обсуждается в Госдуме, однако законопроект до сих пор не принят. Более того, как показывает практика, бизнес-объединения в России, как правило, занимаются лоббированием интересов бизнес-сообщества и мало заботятся о потребителях. Куда более действенной могла бы стать разработка неких механизмов по выплате компенсаций туристам, поскольку сегодня единственный досудебный способ решения проблемы – это переговоры с туроператором. 

Все будет хорошо?

«За последние пять лет количество исков к турфирмам резко сократилось. Сегодня крупные игроки стараются сохранить свою репутацию и удержать клиента. Как показывает моя практика, в суде дело оказывается только в том случае, если одна из сторон перегнула палку», – отмечает Антон Лелявский. Впрочем, тот факт, что крупные игроки стали более цивилизованными, вовсе не означает, что все участники рынка будут стремиться решить проблемы полюбовно.

Российским потребителям, несмотря на наличие фингарантии, на быструю компенсацию можно  рассчитывать только в том случае, если туроператор согласится с предъявленными претензиями. Другой путь – как и прежде, добиваться компенсации через суд. «Об эффективности системы фингарантий следует делать выводы только через полгода, но я думаю, что процесс получения компенсации станет достаточно долгим», – не скрывает Евгений Егоров. Дело в том, что по новому законодательству вся ответственность за качество предоставляемых услуг лежит на туроператоре, а не на агенте. И если в агентстве клиенту пообещали несуществующий набор услуг, он будет вправе обратиться к туроператору за возмещением. Очевидно, что в этом случае говорить о согласии туроператора с претензиями не приходится. «Агентства оказались полностью исключены из этой цепочки, – переживает Ирина Тюрина. – При этом туроператор никак не может контролировать работу агента и всякий раз следить за тем, что агенты обещают клиенту».

«Все обязательства туроператора прописаны в договоре, и если договор не выполнен, то турист вправе обратиться с претензией, – возражает Леонид Исакович. – Если требования обоснованны и фирма солидная, не думаю, что с возмещением возникнут проблемы. Если нет – тогда клиент может обратиться в суд». При этом банк или страховая компания, согласно законодательству, будут подключаться только после суда и в том случае, если у туристической компании не окажется достаточного количества средств для возмещения. Фактически это означает, что в случае банкротства компании туристы смогут получить свои деньги назад. Банкротство – единственное, когда фингарантии станут реально работать. Однако за всю историю существования турбизнеса в России участники рынка припомнили лишь два случая, когда турфирмы проходили официальную процедуру банкротства.

По мнению некоторых аналитиков рынка, заручившись финансовой поддержкой страховщиков и банков, туроператоры получили возможность менее тщательно подходить к выбору и контролю качества своих партнеров. «Существует опасность, что недобросовестные операторы будут воспринимать нашу поддержку как некую индульгенцию», – считает Игорь Иванов. Впрочем, у возможной «халатности» есть и объективные причины. «Проверка потенциальных партнеров – дело затратное, так что у многих компаний из-за оплаты фингарантий может просто не оказаться для этого достаточного количества свободных средств», –  отмечает Владислав Кочетков.

Остается открытым куда более серьезный вопрос о том, кто и как станет отвечать за работу авиаперевозчиков. Как следует из текста закона, «туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо». Деятельность авиакомпаний регулируется, в том числе, Воздушным кодексом. В нем говорится: «За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда (25 руб. – Прим. «Ко») за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы...»

Руководство Минтранса РФ заявляло о том, что в следующем году размеры компенсации увеличатся до европейского уровня. Заметим, что сегодня недобросовестные авиаперевозчики в странах Евросоюза выплачивают пассажирам компенсации в размере от 250 до 600 евро в зависимости от длительности задержки. Единственная претензия, которую российский турист сможет предъявить оператору в случае задержки вылета – это сокращение времени отдыха. «Формально туроператор в порядке регресса имеет право впоследствии затребовать выплаченные суммы у авиакомпании, но за всю историю существования нашего турбизнеса таких случаев не было», – констатирует Ирина Тюрина. 

В Турцию по цене Франции
Неприятным для потребителя следствием введения фингарантий станет неизбежное повышение цен. Произойдет оно постепенно. «С ценами на летний сезон туроператоры вышли еще на весенние туристические выставки, до введения фингарантий. Поэтому сейчас, когда турпакеты уже сформированы, цены повышать никто не будет», –  констатирует Ирина Тюрина. По ее словам, в следующем сезоне рост цен может составить порядка 10 – 15%. То есть на размер фингарантии, если принять во внимание расходы этого сезона тоже. «Для фирм, давно и добросовестно работающих на рынке, фингарантии означают некоторую переплату, для остальных – это, наверно, будет полезным стимулом к добросовестной работе. Так или иначе, свои расходы на фингарантии операторы переложат на потребителей», – уверен Евгений Егоров.

По мнению членов АТОР, росту цен помешает высокая конкуренция на рынке. «Разговоры о монополизации рынка и дороговизне фингарантий – ненужная истерия, которая к тому же не имеет ничего общего с реальным положением дел», – уверяет Леонид Исакович. Не очень понятно, однако, о какой конкуренции идет речь, если даже согласно официальным заявлениям главы Ростуризма, одной из целей введения фингарантий было существенно сократить количество туроператоров. Не стоит забывать и о том, что 10 – 15%-ным подорожанием дело не ограничится. Только стоимость авиаперелетов ежегодно увеличивается минимум на 5 – 7%.

«Не думаю, что туроператоры станут сокращать количество предложений, просто рынок переструктурируется», – прогнозирует Ирина Тюрина. Возможно, для того чтобы как-то сдержать рост цен, туроператоры начнут формировать более дешевые турпакеты, экономя при этом на качестве. Рассчитывать на долгожданное изменение туристических потоков в сторону более дорогих стран теперь уж точно не приходится. Согласно опросам ВЦИОМ, отдых за границей могут позволить себе не более 4% россиян. Этот показатель не меняется уже много лет. По данным Федеральной пограничной службы, в 2006 году из России за границу с целью туризма выехали 7,753 млн человек.

Самыми популярными направлениями для наших сограждан по-прежнему остаются наиболее дешевые страны. Бесспорный лидер в последние три года – Турция, которую в прошлом году посетили 1,476 млн россиян. На втором месте – Китай, ставший с 2004 года одним из самых популярных направлений у жителей Дальнего Востока. На третьем месте – Египет, на четвертом – Финляндия, которую нередко выбирают жители Санкт-Петербурга, а на пятом – Украина, которую, по понятным причинам, к зарубежному туризму можно отнести весьма условно.

"Компания".


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год