![]() |
||||||||||||||||||||||||||
Наборщики. Критически-иронично про некачественную рекламу![]() От нечего делать (в прямом смысле слова) умное человечество придумало всяческие словесные игры. К ним относится популярные игры — «в города», «балда», «эрудит» и «наборщик». О последней хочется поговорить особо. Напомню: берется некоторое слово и из его букв составляются, или, иначе, набираются более короткие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Для того, чтобы убить время — лучшей игры не придумано. В вагоне поезда, на пляже и пр. Но не более того. А можно не просто дурака валять, а зарабатывать игрой в «наборщика» евро-доллары? Как выясняется — запросто! Новое рекламное поветрие начала века — прием игры «наборщик» повсеместно перенесен в рекламную сферу! Причем в ту ее часть, которая заведует слоганами и всем тем, что помогает вербально отразить рекламную идею. Конечно, этот прием встречался и ранее (в книжке «Слагая слоганы», у автора И. Морозовой похожий прием назван «созвучные слова»), но никогда он не достигал такого циклопического масштаба. Причина, стоящая за этим явлением в копирайтинге (copywriting), видимо заключаются в избытке свободного времени у творческих работников (см. начало). Прием «созвучные слова», как и другие приемы написания слоганов, служит для решения строго определенной маркетинговой задачи. Это в теории. Но на практике все не совсем так — в нашей жизни, к сожалению, невозможно без перегибов. Слоган, созданный во время одиночного или группового сеанса игры «наборщик», отвечает только одному требованию — самовыражению автора(ов). Такой прихотливый слоган словно бунт русских слов -бессмысленный и беспощадный, абсурд с точки зрения маркетинга. У дизайнера или копирайтера, эксплуатирующего игру «рекламный наборщик», есть одно преимущество перед дизайнером «традиционной ориентации» — такой слоган легче пропихнуть заказчику, выдав нелепую словесную конструкцию за рекламную «фишку». А как работает такая идея, как она продает товар или услугу — дело двадцатое. Вот несколько примеров подобных реклам, подмеченных на улицах в осенью-зимой 2006 года.
Пример «ГлаМУРРРная ночь». Слово «гламур», и без того мармеладно-сладкое, явно еще больше пересластили. Молодежь и так стала уже слегка уставать от гламура. А тут гламур сам прыгает вам на колени, как наглый кот. А ведь хотели как лучше.
Слово «даром» из слова «дарим» не сделать, поэтому пришлось переправить букву. Зачем это делать, если все равно получилось «масляное масло»? Неужели это проявление высшего копирайтерского мастерства — зачеркнутые буквы и вставленные вместо них другие?
Пример «Любишь? заАРКАНь!" Еще один пример неудачного брэндирования в слогане. Перед нами попытка запихать в один слоган слишком много смыслов — то ли «любишь аркан», то ли «любишь за аркан»?. Результат — вообще ничего не понятно. Авторы, что рекламируем?
Пример «Я предпоЧИТАЮ мобильник». Пример, где на первый взгляд все ясно и понятно. Но если подумать, то часть «предпо» — явно лишняя. Тем более, что к мысли «я предпочитаю читать мобильник» и так прилагается соответствующая картинка. Было бы лучше «Я читаю мобильник». Проще ведь не скажешь. Последний пример ясно дает понять, что критерием оценки подобных слоганов должен выступать не личный литературно-художественный вкус авторов, заказчиков и фокус-группы, а простота и ясность выражения рекламного призыва или идеи. Призыв, старый как рекламный мир — давайте любить и уважать читателя и зрителя. Давайте не будем мучить его второсортными кроссвордами, ребусами и слоганами-бастардами вроде: «Всегда уДАЧНЫЕ макароны!" (и не только макароны), «Твое преКРАСНОЕ вино» (хотя в пачке белое вино) и пр. А свободное время (кстати, для рекламиста свободное время — непозволительная роскошь!) отводить не на словесные извращения, а на что то более полезное. Можно, например, прибраться на рабочем месте. Цылин A, специально для AdMe.ru. http://www.adme.ru/column/2006/12/20/13787.html
|