Оргкомитет пятого Всероссийского конкурса «PR на страницах российской прессы» и пресс-центр издательского дома «Аргументы и факты» провели круглый стол «Public Relations – что это?».
Тема, созвучная с названием изданной 20 лет назад книги Сэма Блэка ««Public Relations – что это такое?» выбрана не случайно. Почему в преддверии символичного юбилея оргкомитет конкурса предложил PR-сообществу обратиться к истокам профессии, объяснил генеральный директор консалтинговой группы «ИМИДЖ-Конакт», эксперт «PR на страницах российской прессы» Виктор Гафт. Он, в частности, напомнил о прошлогодней реструктуризации номинации «Национальная репутация и общество», связанной с несоответствием ряда статей заявленной категории. И предостерег экспертов и членов жюри конкурса, что такая же ситуация может повториться, если не будет ответа на, казалось бы, всем известные вопросы: по каким критериям эксперты определяют PR и его границы? по каким – гражданское общество? почему так категорично разнятся оценки экспертов, которых считают корифеями, одних и тех же публикаций?
А статей, посвященных связям с общественностью немало. Качественный анализ публикаций в российской прессе представила присутствующим директор по маркетингу Интернет-библиотеки СМИ Public.ru Инна Майорова. По ее словам, пик популярности PR как объекта внимания прессы пришелся на предвыборный 2003 год. Тогда он упоминался, преимущественно, в связи с выборами и в негативном контексте. После 2004 года, ставшего роковым для российских политконсультантов, журналисты обратились к PR-технологиям, применяемым в сфере бизнеса. Так, в 2005 году «топовой» темой стала информационное сопровождение вывода компаний на IPO. Затем - внутрифирменные коммуникации. «PR-отрасль интересна СМИ лишь в том случае, если предлагает тему актуальную, как говорится, «на злобу дня», - подвела итог И. Майорова.
«СМИ, в основном, пишут о том, что всем известно. И, главное, слабо отражают динамику профессии, - считает генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков, PR и консалтинг» Александр Чумиков. Однако упрекать журналистов в непонимании и поверхностности он не спешит. По его мнению, термин PR размыт и заужен, он превратился «в условное обозначение условной профессии». Свою роль тут сыграли два глобальных явления. Первое – исчезновение товара как рациональной категории. И второе – переосмысление прошлого, которое наблюдается в мировом сообществе последние годы.
«Симптоматично не то, что СМИ мало пишут о динамике отрасли», - такова точка зрения президента Российской ассоциации по связям с общественностью, генерального директора группы компаний «НЬЮТОН» Алексея Глазырина. «Зачастую сами PR-специалисты не могут четко сформулировать, что является предметом деятельности, ее основой, методологией. Специальность оказалось одной из немногих профессионально неопределенных, где каждый использует термины так, как ему захочется».
Главный редактор журнала «Советник», президент российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA) Борис Еремин высказался более жестко: «Это отражение не только весьма специфично, неточно, но и опасно. И если читатели считают, что PR – это то, о чем, пишут СМИ, удивительно, что наша деятельность есть в реестре профессий».
«PR-отрасль вернулась к точке отсчета, - сетует руководитель Департамента по связям с общественностью компании «Росгосстрах» Андрей Бирюков. – Если уважаемое издание пишет «PR – это то же самое, что и реклама…», то возникает вопрос: чем занималось PR-сообщество почти 20 лет? PR состоялся. Но стал таким, что впору бежать от этого слова».
В свою очередь профессор МГИМО (У) МИД РФ Александр Борисов дал определение нынешнему состоянию связей с общественностью – «скучный PR». Причину он видит в деполитизации, то есть дистанцировании сообщества, прежде всего профессиональных ассоциаций, от общественно-политических процессов.
Президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, президент коммуникационной группы Insiders, председатель экспертного совета конкурса Андрей Лапшов уверен, что операторы коммуникационной отрасли должны прилагать колоссальные усилия, чтобы индустрия стала заметной. Прежде всего, это связано с небольшими оборотами – только 10% маркетинговых бюджетов отечественных компаний приходятся на долю PR. Кроме того, в России, где PR воспринимается как сервис, выполняет обслуживающие функции, отрасли сложно рассчитывать на поддержку в верхах.
Тем не менее, в ходе круглого стола прозвучали не только мрачные прогнозы. Станет ли 2009 год новым витком информационных войн? Виноваты ли пиарщики в «кризисе доверия»? Какими мотивами руководствуются выпускники школ, выбирая специальность «связи с общественностью? Представляет ли развитие Интернет реальную угрозу для существования PR-специалистов? Есть ли перспективы у регионального PR? – это лишь небольшой перечень тех вопросов, которые более 15 выступающих обозначили в качестве насущных для отрасли. Однозначного ответа на большинство из них не прозвучало. Возможно, на них ответят эксперты в ходе следующего круглого стола, который оргкомитет конкурса проведет в марте.
Полностью с материалами круглого стола можно будет из материалов журнала «Советник» и стенограммы круглого стола, опубликованной на Российском PR-Портале.
Напомним, что пятый Всероссийский конкурс «PR на страницах российской прессы», который проводится по инициативе журнала «Советник» и Портала Sovetnik.ru проходит при поддержке Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC), агентства НЬЮТОН.PR&COMMUNICATIONS, группы пивоваренных компаний «Эфес» и компании «Бритиш Американ Тобакко Россия».