Несколько раз я мысленно начинал писать эту статью, но напряжение кризисного периода не давало возможности сосредоточиться и кратко, и ясно осветить проблемы, давно созревшие, и даже перезревшие, в области наружной рекламы. Хотим мы этого или не хотим, но эти проблемы касаются (или могут коснуться) каждого жителя столицы, или ее гостя. Из заголовка статьи не совсем понятно, что ниже речь пойдет о промышленной (технической) безопасности объектов наружной рекламы и информации города Москвы. В июне 1998 года на Москву обрушился ураган (в отдельных местах скорость ветра превышала 30 м/сек.). Я очень хорошо помню, к каким последствиям это привело. Рекламные (информационные) конструкции не выдержали натиска стихии. Да было бы странно, если бы выдержали. В тот период мало кто понимал, что нельзя развивать отрасль наружной рекламы, игнорируя, а подчас и не зная о существовании требований нормативной документации, разработанной и используемой в строительстве. Сильный ветер июня 1998 года хорошо «освежил» мозги многих ответственных людей, в том числе и во властных структурах, после чего началась практическая реализация идеи проектирования и технической экспертизы средств наружной рекламы и информации (так это раньше называлось). С 1992 по 1996 годы в Москве вышло 6 постановлений и распоряжений Правительства Москвы, в которых, в той или иной степени, отражались вопросы безопасности наружной рекламы в Москве. Впервые раздел «Технические нормы и требования безопасности монтажа и обслуживания средств наружной рекламы и информации» появился в Правилах размещения средств наружной рекламы и информации в городе Москве (постановление Правительства Москвы от 16 апреля 1996 года №335). В этом разделе было сформулировано требование о необходимости разработки проектов на рекламные конструкции. После упомянутых событий июня 1998 года в Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве вводится требование по проведению технической экспертизы разработанных проектов и обследованию зданий и сооружений с целью определения их несущей способности с учетом дополнительных нагрузок от размещаемых на них рекламных конструкций (постановление Правительства Москвы от 18 мая 1999 год №442). В последующих нормативных правовых актах Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 г. №41-ПП и постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года №908-ПП) требования по проектированию и экспертизе объектов наружной рекламы и информации были расширены, конкретизированы и ... ужесточены. В силу объективных законов диалектики, предпринятые меры привели к неоднозначному результату. С одной стороны, техническая безопасность наружной рекламы безусловно повысилась, с другой стороны, начала четко прослеживаться тенденция к неисполнению владельцами ОНРИ установленных нормативных правовых требований. Эта тенденция особенно усилилась, в связи с начавшимся в 2008 году кризисом. Этому способствует и неработоспособность механизма контроля и принятия административных мер воздействия к нарушителям. В результате, по данным Совета по технической безопасности ОНРИ, в 1-ом полугодии 2010 года более половины владельцев ОНРИ не прошли очередную экспертизу объектов наружной рекламы и информации, при этом, постоянно снижается уровень безопасности ОНРИ (процент прохождения экспертизы с 1-го предъявления). Последнее обстоятельство объясняется, прежде всего, снижением эксплуатационных расходов владельцами ОНРИ, ранее выделявшихся на поддержание их качества и безопасности, но значительно урезанных в период кризиса. Неблагоприятные метеоусловия 9-го мая и 13-го июня 2010 года, приведшие к деформациям и падениям рекламных конструкций, подвигнуло работающих в области наружной рекламы переосмыслить и осознать остроту имеющихся проблем, касающихся вопросов безопасности. Мне представляется, что для их решения в настоящее время нужно двигаться по четырем основным направлениям. Первое. Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне (ФЗ «О рекламе», КоАП РФ) с целью устранения правовых лазеек, не позволяющих применять меры воздействия к нарушителям требований безопасности ОНРИ. Одновременно, необходимо активно возобновить и в самые кратчайшие сроки завершить работу по принятию Технического регламента, регулирующего все вопросы размещения и эксплуатации наружной рекламы. Второе. Подготовка и принятие нового постановления Правительства Москвы (взамен действующего постановления №908-ПП), с учетом накопленного опыта за последние 4 года. Третье. Внесение существенных изменений в Технические условия на конструкции и электроустановки объектов наружной рекламы и информации, действующие с 1999 года и которые в настоящее время пересматриваются, с целью повышения уровня безопасности ОНРИ на стадии проектирования. Четвертое и самое главное. Необходимо наладить механизм контроля и принятия административных мер воздействия к нарушителям требований безопасности. Для этого, кроме всего прочего, необходимо внести изменения в Административный кодекс города Москвы. В Москве достаточно грамотных и опытных специалистов, способных в кратчайшие сроки решить эти задачи. Нужна политическая воля. Нельзя допускать впредь, чтобы объекты наружной рекламы и информации, в том числе и праздничное оформление, продолжали угрожать жизни и здоровью людей, и наносили вред имуществу и окружающей среде. Вопросы безопасности - это не предмет баланса интересов. Я убежден, что не все разделяют мои взгляды на поднятые проблемы. Но пора уже понять, что нельзя надеяться на авось, что нельзя подвергать опасности людей и подрывать репутацию сложившейся отрасли бизнеса наружной рекламы и информации в городе Москве. Генеральный директор ООО «Реклама-Качество» Э.А. Мендельсон
|